Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     
Как относиться к речевым ошибкам детей?

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Опубликовано 07.03.2019

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи.
Это: неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов);       неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

          незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
          ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
          неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
          неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка) и т.д.

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие.

Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет. Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять.

Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

Например:

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

ИГРЫ В СЛОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игры со словами удобны тем, что можно играть с ребенком где угодно – в машине, по дороге в школу, в поликлинике, когда сидишь в очереди. Они помогают скрасит ожидание и отвлечься от скуки.

Самая известная игра со словами – в города. По такому же принципу можно играть и в другие игры – в животных, в овощи, фрукты.

Можно поиграть в противоположности (называть антонимы): близко – далеко, тепло – холодно, дождливо – сухо, мягко – жестко. Или назвать другие слова, обозначающие то же самое (синонимы): холодный – ледяной, замороженный, застывший, зимний.

Другая игра – ассоциативная. Нужно сказать, на что похож определенный звук (его необходимо произнести). Дети любят изображать самолет, дождь, тиканье, царапанье. А еще можно назвать какое-нибудь слово и вспомнить строчку из песни, где оно есть (например, «пусть…»: «Пусть бегут неуклюже…»).