Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     
Система финансового обучения ребенка в семье

Система финансового обучения ребенка в семье

Опубликовано 15.04.2021

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.
Главный тезис: Карманные деньги -это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению.

Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов).
Надо напоминать ребенку почаще, что деньги -это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так»- надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов -  что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные,но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг -обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В. это:
    умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
    знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
    умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
    умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
    повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - то мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок -последствия -осознание -понимание -развитие -психологическая зрелость , уже более зрелый поступок;
    познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
    познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
    радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили?Что нас ждет в старости?);
    возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка;
    знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности;
    умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.