Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     

Удивительный песок

Опубликовано 01.06.2020

Цели: Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей. Обучающие задачи:
Познакомить детей со свойствами песка;
Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

Познакомить детей с новым видом деятельности  «рисование песком на стекле».

Развивающие задачи:
Развивать моторику рук детей;
Обогащать словарный запас;
Развивать творчество, фантазию у ребенка, умение пальчиками изображать задуманное на песке;
Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Воспитывающие задачи:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность);
Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.

Оборудование и используемые материалы:

Центр воды и песка, планшет для рисования песком, лейки, формочки для песка, совочки по количеству детей, одноразовые стаканчики, воронки, подносы пластиковые маленькие, ложечки, лупы. Бутылочки для изготовления погремушек, речной песок, иллюстрации с изображением различных свойств песка. Влажные салфетки.

Ход НОД
В группе закрыт занавес. За ним спрятана мини - лаборатория. (Дети входят в группу).
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Гостям вы здравствуйте, скажите (дети здороваются),  друг друга за руки возьмите
В круг вас встать я попрошу
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
А теперь все повернемся
И гостям мы улыбнемся…(музыка)
Звучит мелодия из – за занавеса появляется волшебник, одетый по – восточному:
- Здравствуйте! А куда это  я попал?
Дети:
- Здравствуйте, вы попали в детский сад.
Волшебник:
- Эх, промахнулся. Я же летел на встречу волшебников по обмену фокусами , а попал  в мир людей. Ой горе, мне горе.
Дети:
- А вы что волшебник?
- И откуда вы прилетели?
Волшебник:
- Я самый добрый волшебник на свете.Прибыл я к вам издалека.Где очень - очень  много песка.
Дети:
- А вы умеете показывать разные фокусы?
Волшебник:
- Конечно.
Дети:
- Покажите нам  какой-нибудь  фокус.
Волшебник:
- Ну хорошо, смотрите.
( играет музыка , показывает фокус с песком пересыпает песок с руки в руку)
это  обычный песок, но в  моих руках он становится волшебным.
Волшебник:
- А вы знаете, что в мире людей тоже можно делать фокусы, но для этого  нужна лаборатория. Сейчас я скажу волшебные слова и у нас тоже появится волшебная лаборатория.(Крабли корабли волшебная лаборатория в детском саду появись (подхожу к ширме и открываю её)
Волшебник:
Дети проходят вместе с волшебником к лаборатории.
Волшебник:
- Итак, первый фокус:
Превращение в ученых (дети надевают фартучки для работы с песком)
Ну, вот теперь мы настоящие ученые. Занимайте места за столом, но прежде чем мы начнем, давайте вспомним правила:
-Песок не пробуем на вкус.
-Не кидаем песок в лицо.
-Не трем глаза грязными руками.
-После игры с песком моем руки с мылом.
Опыт №1
«Рассматривание песка через лупу»
Посмотрите, в нашей лаборатории есть волшебные стеклышки. Они увеличивают предметы во много раз. Это лупа. И даже маленькая песчинка, под этим «стеклышком» становится большой.
Хотите проверить?
Набираем ложечкой немного песочка из стаканчиков, и высыпаем на поднос.  А теперь берите наши волшебные лупы и посмотрите через них на песок. Что вы видите?  ( Ответы детей).
Вывод: песок состоит из песчинок, песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые не прилипают друг к другу. Возьмите щепотку песка и выпустите его. Песок сыпется. Значит он какой? Сыпучий. (показ песочные часы) Обнаружив, что песок сыпучий, люди изобрели песочные часы.

Опыт № 2
«Звук песка»
А если песок насыпать вот в такие красивые бутылочки, то он запоет. Не верите? Давайте попробуем. Возьмите бутылочку, поставьте ее на поднос. У нас на столе лежат вот такие необычные предметы, а называются они воронки. Вставьте эти воронки носиком в бутылочки и насыпьте через них песок из стаканчиков, закрутите крышечки крепко – крепко. А теперь переверните и потрясите. Слышите?  Какая замечательная песенка, вам нравится, ребята? А тебе, волшебник?
Волшебник:
Да мне очень нравится песня песка.
А давайте потанцуем?( когда дети встали в круг», волшебник  хлопает в ладоши)
Физкультминутка с использованием маракасов
Волшебник:
- Какие вы замечательные волшебники, вы научили песок петь.
Опыт №3
«Свойства сырого и мокрого песка»
Ну что же с помощью сухого песка мы превратили обычные бутылочки в погремушки. Но это еще не все фокусы. И я приглашаю вас к этим волшебным столикам  (мини – песочницы).
Возьмите песок в руки и попробуйте слепить из него колобка. Не получается? Потому что он сыпучий. Но мы можем превратить его в мокрый. Возьмите  лейки и полейте  песок, (звучит музыка) посмотрите, что с ним происходит(меняет цвет, стал мокрый). А куда делась вода? Она просочилась сквозь песок, вода быстро впитывается в песок. Возьмите наши волшебные совочки и потрогайте его, покопайте, какой он стал (липкий, держит форму). Ребята давайте поиграем с нашим волшебным песочком, возьмите формочки  наполните их песком и осторожно переверните  их на  подставку. Посмотрите, что получилось? (куличики, фигурки).
Вывод:  Почему наши фигурки не рассыпаются? (Потому что песок мокрый). Правильно мокрый песок держит форму из него можно лепить.
(вытирают руки салфетками)
Опыт № 4
«Рисование песком»
А знаешь ли дорогой волшебник, что песком можно еще и рисовать?
Волшебник:
- О, да. Я очень люблю рисовать цветным  песком(звучит музыка) Хотите попробовать?
Предлагаю подойти к столику , где лежат заготовки рисунков на каждого или один большой , клеящие  карандаш, цветной песок. Предлагаю нарисовать карандашом и посыпать песком.
Волшебник:
- Вот какие замечательные фокусы мы с вами сделали. Вы настоящие ученые - волшебники.
А давайте  вспомним, что же мы узнали о песке. Давайте посмотрим на экран.
1. Песок состоит из множества маленьких, прозрачных, песчинок округлой формы. (слайд №1)
2. Песок сыпучий, его используют в  песочных часах.(слайд № 2)
3. Песок может «петь». Если сухой песок насыпать в бутылочку, то получится погремушка. (слайд  №3)
4. Если сухой  песок смочить водой, то он держит форму, из него можно лепить куличики, делать замки из песка. (слайд №4)
Как много нового мы узнали.
Волшебник.
- А чтобы вы ничего не забыли, я хочу подарить вам вот такую волшебную книжечку. Здесь много интересного о песке.  И игры, и стихи и загадки, а если вы узнаете еще что-то интересное о песке, то здесь есть местечко, чтобы это разместить.
Волшебник:
Я и не знал, что в мире людей есть такие чудеса. Когда я встречусь со своими друзьями волшебниками, я обязательно расскажу им о ваших фокусах, а теперь мне пора возвращаться к себе домой. До свидания дети, до свидания взрослые (закрывает занавес, звучит музыка)
Воспитатель:
- Ну что же наш волшебник отправился в свою страну. И нам пора прощаться с нашими гостями.
До свиданья до свиданья,Приходите к нам опять
До свиданья до свиданья,Будем вместе мы играть.

Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
3.  Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
8. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.