Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     

Подземное царство

Опубликовано 07.01.2020

Конспект по исследовательской деятельности детей средней группы.

Цель : познакомить  детей с почвой  и  её особенностями, значением в жизни растений . с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей, волшебные превращения листьев.

Оборудование и материалы: мешочки с «волшебной» почвой (землёй) ларец  с ключом и дверцой от Подземного царства,2 условных знака, письмо от Боровичка, листы белой бумаги на каждого ребёнка.

Предварительная работа: Заранее спрятать на тропе письмо от Боровичка (в кустах или на ветке),обозначив это место каким-нибудь знаком. Под одним из деревьев на небольшой глубине зарыть коробочку с ключом от Подземного царства. Дверцу из пластика или картона поставить недалеко от ларца. Сделать заранее карту на экологической тропе с рисунками на которой обозначен путь и участки с ларцом и дверцей, дождевым червяком и грибами. У детей тоже такая карта и они ищут самостоятельно нужные точки. Приготовить мешочки с землёй на каждого ребёнка. На мешочке нарисовать символ Подземного царства. Заранее на экотропе врыть небольшую ямку. Аккуратно снять верхний слой земли (потом вернуть всё на место). Найти живого червяка и грибы или муляжи. В одной из точек тропы поставить баночку с живым червяком. На одном из деревьев повесить  сюрприз от Боровичка (по усмотрению воспитателя)

Ход ООД:
ООД начинаю в группе. Показываю подарок от Боровичка (мешочек с землёй). (Боровичок - переодетый в боровичка взрослый)
Воспитатель: ребята, Старичок Боровичок прислал нам очень ценный подарок-мешочек волшебной земли со своей тропинки. Он просил передать, что это волшебная, земля-почва-помогает расти растениям. Я дам вам  по немного и вы её отнесёте в горшки с живыми цветами, чтобы цветы лучше росли и цвели (дети высыпают землю в горшки). Боровичок приглашает всех к себе в гости на экологическую тропу, где вас ждут задания и сюрпризы. Предлагаю найти особый знак, под которым Боровичок спрятал своё письмо (дети ищут и находят, воспитатель читает)

Письмо Боровичка
Надеюсь, что вам понравился мой подарок (мешочек с землёй) Почему эта земля волшебная? Потому что это непростая земля, а земля - почва. Она кормит и поит растения. А ей отдают свои старые листья и веточки. В почве много жителей: дождевые черви, кроты, жучки, паутинки. Это целое подземное царство, которое  вы видите. Хотите с ним познакомиться? Тогда позовите меня и я приду. Хозяин тропы  Старичок Боровичок (дети зовут). Появляется Старичок Боровичок.

Старичок Боровичок: -Как я рад  гостям! Сегодня я вам расскажу о Подземном Царстве, а для этого нам надо пригласить хозяина Подземного Царя. Только он не любит, чтобы его зря беспокоили.

Воспитатель: Мы с ребятами приготовили много вопросов  Подземному  Царю, так что он будет  нам рад. Боровичок: Подземный Царь очень любит рассказывать о своём подземном царстве и считает своё царство самым лучшим. Чтобы попасть в подземное царство, надо найти ларёк с ключом (ребята находят, открывают ларец, появляется Подземный Царь, закрывает глаза руками от яркого света).

Подземный Царь :Ох, как тут у вас  светло не могу привыкнуть к яркому свету у меня под землёй так хорошо темно, сыро, прохладно. Я очень люблю своё царство. Ну говорите чего пожаловали и меня оторвали от важных дел.(Воспитатель и дети задают заранее приготовленные вопросы: Кто живёт под землёй, почему там темно и т.д)
Подземный Царь: Многие люди ходят по крыше моего царства и даже не думают о том, что её  надо беречь. Да ещё и возмущаются, то им пыльно, то им грязно.(Дети рассматривают ямку)

Боровичок: »А это что за яма, ведь я могу в неё упасть».
Подземный Царь: »Боровичок, погоди, не спеши! Это не просто яма-это вход в моё царство. Твоя тропинка сверху, а моя  под землёй.(Подземный Царь: даёт каждому ребёнку горсть земли и лист белой бумаги. Дети землю- рассматривают, находят корешки растений,  жучков, мелкие камешки –заранее туда положенных)Боровичок предлагает посмотреть на землю через лупу, затем каждый ребёнок рассказывает что увидел, а Подземный Царь. обобщает перечисляя всё что нашли в его подземном царстве.
Подземный Царь: ребята, а как вы думаете почему я такой грязный?(Ответы детей).Правда под землёй этого не видно.(Подземный Царь в чёрных перчатках)

Подземный Царь: ребята, возьмите немного земли и попробуйте что-нибудь нарисовать. Какого цвета получается рисунок? В моём царстве немного красок- чёрные, коричневые. Самая тёмная  полоса- в ней много еды растений. Чем глубже мы будем опускаться, тем меньше будет еды для растений и тем меньше там будет подземных  обитателей. Дети подходят к дереву и пробуют есть ли там земля и какая она: сухая, влажная, твёрдая, мокрая, тёплая. Подземный Царь объясняет, что земля кормит и поит все растения. Чем больше еды в земле. Тем растения лучше растут. Боровичок и Подземный Царь очень дружат.

Воспитатель: Вы видели как падают листья с деревьев? А куда же они деваются. Листья лежат под деревом,идёт дождь, светит солнце, падает снег  и листья превращаются сначала в пыль потом в землю. Земля кормит деревья, деревья кормят землю. Подземный Царь, познакомь ребят кто тебе помогает превращать листья в пыль. На тропинке нет сухих веточек и листьев.

Подземный Царь ведёт к дереву, где в баночке с влажной землёй лежит дождевой червяк. Подземный Царь обращается к червяку: »Любезный дождевой червяк, большое спасибо, что вы согласились познакомиться с моими гостями. Я знаю у вас много работы под  землёй. Червяк  говорит:» я знаю, что вы хорошие детки и меня давить не будете». Червяк после дождя выползает и делает большие дырочки в земле и после дождя, вода попадает в эти дырочки и поливает землю. Подземный Царь даёт каждому ребёнку дотронуться до червяка и отпускает его под дерево. Подземный Царь, а какие вы знаете грибы? А кто из вас топтал грибы просто так? Многие люди не знают, что все грибы нужны для волшебных превращений. Они помогают сухим пням и деревьям превращаться в почву. Дерево старое  и на нём листья уже старые, дерево перестаёт расти и тут появляются грибы помощники. В моём царстве все грибы нужны.

Боровичок, если вы на тропинке встретите грибы, не давите их, не топчите, не срывайте. Ну, давайте отпустим Подземного Царя  у него много под землёй работы. Подземный Царь:» Устал, глаза болят, да и здоровье мне не позволяет долго находиться без своего царства. Пойду я домой червей считать, за порядком следить, грибы выращивать, а Боровичок покажет вам сюрприз, он висит на дереве».(дети по описанию находят сюрприз).Подземный Царь прощается.

Релаксация:
Воспитатель:  Ребята, что вы сегодня узнали?  Где вы были у кого в гостях? Что вам понравилось? Что вы узнали нового?