Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     

Требования к речи воспитателя

Опубликовано 17.04.2019

Консультация для педагогов ДОУ "Требования к речи воспитателя"

Уважаемые воспитатели детского сада! Вашему вниманию предлагается информация, которая поможет правильно и грамотно выстраивать беседы, рассказы и диалоги с детьми.        

Большое значение на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых. Воспитатель, проводят с детьми большую часть времени, обязан помнить, что его речь – образец для детей. В связи с этим к речи воспитателя предъявляются особые требования.

1. Речь воспитателя, прежде всего, должна быть неторопливой. Спокойный, несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему её пониманию.

2. Выразительность и эмоциональность обеспечивается за счёт повышения или понижения голоса. Чётко должны различаться в речи воспитателя вопросительные, повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

3. Речь воспитателя должна быть интонационно окрашенной, с наличием пауз и логических ударений.

4. Простота и доступность речи воспитателя для понимания её детьми. В тоже время речь взрослого не должна быть упрощённой.

5.Воспитатель должен привлекать внимание детей к содержательной стороне своей речи.

6. Воспитатель специально учит детей пользоваться детей образцом своей речи.

7. Последнее требование к речи взрослого состоит в её дозировке. Мера речевого участия воспитателя на занятиях определяется периодом обучения. В начале обучения воспитатель говорит больше, чем дети. Но, по мере возрастания речевой активности детей, соотношение их речи и речи воспитателя должно изменяться.

Перечисляя требования к речи воспитателя, следует иметь в виду, что они должны соблюдаться не только на занятиях, но и вне их. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Здесь можно слышать второпях неправильно употребляемые фразеологические обороты типа «иметь роль», «играть значение» (вместо «играть роль», «иметь значение»); смешение однокоренных слов (паронимов): абонемент —абонент, поступок — проступок; нелитературную просторечную конструкцию — «грустить за кем- или за чем-нибудь» вместо «грустить о ком- (или о чем-) или по кому-нибудь»; неправильные ударения в словах мышление " (вместо мышление),стаканы, свекла, портфель (вместо стаканы, свёкла, портфель); «Кто крайний?» (в очереди) вместо «Кто последний?» и т. д.

Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».

Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить», т. е. в значении, прямо противоположном литературному: «Дать взаймы, в долг кому-нибудь».     

Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу...»

Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: «Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что...» Вместо «она» следует называть человека по имени и отчеству.

Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце». Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Владеть родным языком — значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства — соответствующие интонации, логические паузы и ударения (т. е. выделять наиболее важные, «ключевые» слова), выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т. д.