Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     
Ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной

Ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной

Опубликовано 29.04.2019

Методическое пособие – сборник конспектов. Пояснительная записка на методическое пособие – сборник конспектов по теме «Ознакомление детей старшей группы с малой Родиной» воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 3 станицы Старовеличковской Карпусенко И.И.

Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
- Художественно-эстетическое развитие

Ведущая образовательная область:
- Речевое развитие
- Программные задачи: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать умение радоваться окружающему миру и друг другу.
- Материал к ООД: экспонаты из музея - настоящий костюм казачьего сотника, кинжал, сабля, коромысло, рубель, чугун, глэчик, макитра, скатерти, вышитые полотенца. Портрет бывшего  атамана ст. Старовеличковской В.К.Дорошенко. Используется мультимедийное оборудование.

ООД проводятся  с подгруппой детей старшей группы, в количестве 12 человек.
Работа по кубановедению в ДОУ организована в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования

МБДОУ – д/с № 3 ст. Старовеличковской, вариативная часть которой включает в себя региональный компонент.
 Большое внимание в данных ООД  уделяется знакомству дошкольников с историей возникновения и развития казачества в станице и на Кубани; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в ст. Старовеличковской. Большое значение уделяется привитию интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с педагогами и родителями.  Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.

Материал и формы работы подобраны таким образом, чтобы  было несложно объяснить детям, как жили в старину казаки, чем занимались, как распределялись обязанности по дому.  Показ   портрета первого  казачьегоатамана  станицы Старовеличковской позволяет окунуться в историю и приобщать детей к истокам народной мудрости и народного творчества, развивать нравственно-патриотические чувства к своей Родине.

При составлении конспектов  была использована дополнительная литература:
1.    А.И. Логвиненко «Земля Старовеличковская 1794-2003 г.г.»; издательство газеты «Калининец», 2003 г.
2.    А.И. Логвиненко «Земля Старовеличковская 1794-2008 г.г.»; издательство газеты «Калининец»,  2008 г.
3.    Н.П. Короленко «Земля родная, земля казачья 1793-2014 г.г.»; типография «Печатный двор Кубани»,  2014 г.

Конспект ООД  по ознакомлению детей старшей  группы с малой Родиной «Путешествие в прошлое»
Воспитатель МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.

Программные задачи: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать умение радоваться окружающему миру и друг другу.
Материал к ООД: экспонаты из музея - настоящий костюм казачьего сотника, кинжал, сабля, коромысло, рубель, чугун, глэчик, макитра, скатерти, вышитые полотенца. Портрет бывшего  атамана ст. Старовеличковской В.К.Дорошенко.
Предварительная работа: экскурсия в музей станицы Старовеличковской, в парк, на Аллею Славы. Рассматривание семейных альбомов.
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие и родные, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое и узнать, как жили наши дальние родственники. Но для этого нам надо надеть на головы волшебные папахи и веночки, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!».
Мальчики надевают казачьи папахи, девочки – веночки,  кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят вглубь музыкального зала.
В музыкальном зале расставлены экспонаты музея.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы с вами и попали в старинную казачью хату. Я хочу, чтобы вы все рассмотрели, а я расскажу вам, как жили наши предки, чем занимались.
Воспитатель:          В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивались к поясу казака.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кого называют  атаманом?
Дети: Командира казачьего войска, самого главного казака.
Воспитатель: Сегодня  Илюша Петренко принес для нас всех показать портрет своего дедушки Василия Кондратьевича Дорошенко. Он был первым казачьим атаманом нашей станицы Старовеличковской. Посмотрите на портрет и скажите, как одет атаман? Атаман стоит возле церкви, ведь казаки – всегда были очень верующими людьми. А кого еще вы видите на портрете?
Дети: Коня.
Воспитатель: правильно. С самого раннего детства маленького казачка сажали на коня и приучали к седлу. Ребята, а какие вы знаете кубанские поговорки о казаке и его верном коне?
Дети: Конь казаку лучший товарищ.
          Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
          Казак сам не ест, а коня накормит.
          Казак без коня, что солдат без ружья.
          Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
          Сам погибай, а коня выручай.
          Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
 Жена казака всегда занималась хозяйством. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
         А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Вот какой он ребристый. На каталку наматывали  мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).
Воспитатель: Очень любили   казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки,  подушечка.
Воспитатель:  Правильно, а какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки.
Воспитатель: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды казачки использовали  вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко раньше хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто  замешивали  в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощали, конечно, из самовара. Запомнили названия старинной посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: А еще мы с вами знаем много кубанских традиций.
Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.
          На службу молодого казака провожают на коне, в новой одежде и с оружием.
          Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
          На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Воспитатель: Ну и молодцы, просто здорово! А вот про одну традицию вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Ребята, я вам тоже предлагаю спеть кубанскую народную песню «Казачата». (Дети поют песню).
Воспитатель: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к  скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что  в нем хранили?
Дети: Наверное, одежду?
Воспитатель: Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. (Дети рассматривают одежду)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в кубанскую народную игру «Кривой петух». (Дети играют).
Дети стоят в кругу. Один в центре.
Дети: Кривой петух, на чем стоишь?
- На иголочках.
-А как тебе не колко?
- На подковочках.
Ребенок стучит об пол ногой.
Дети: Кто там?
- Это я, Тарас.
Дети: Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.

Раздается бой часов.
Воспитатель: Дети, часы не зря бьют. Мы с вами задержались в прошлом, пора нам возвращаться домой, в детский сад.
Дети снимают папахи и веночки и проговаривают слова:
«Время, стрелки поверни, в детский сад нас вороти!».

Конспект ООД по ознакомлению детей старшей  группы с малой Родиной «Вечерняя станица»
Воспитатель МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.

Программные задачи: учить детей передавать в рисунке впечатления от праздника – Дня станицы; закрепить умения изображать салют, дома разных пропорций. Продолжать развивать воображение и творчество.
Предварительная работа: участие в праздновании  Дня станицы. Посещение парка, гуляние на стадионе с родителями, наблюдение праздничного салюта.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какой недавно праздник проходил у нас в станице, как он называется?
Дети: Праздник День станицы.
Воспитатель: чтобы лучше вспомнить о том, как проходил праздник, мы посмотрим видеослайды (просмотр видеослайдов). Что вам больше всего запомнилось?
Дети: выступление танцевальных ансамблей, детские аттракционы, батут, выступление детей и взрослых на лошадях.
Воспитатель: Да, много ярких впечатлений оставил праздник в памяти каждого станичника. А помните, как завершился праздник?
Дети: Да, праздник завершился салютом, фейерверком.
Воспитатель: Да, ребята, этот праздник завершился ярким разноцветным салютом. На что был похож салют?
Дети: На разноцветные шары, цветы, волшебные фонтаны, блестящие огоньки.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю нарисовать запомнившийся праздник. Можно использовать самые разнообразные краски. Вначале можно изобразить улицы станицы, дома. Чтобы рисунки получились красивыми, можно использовать печатки в форме звездочек, снежинок.
Дети рисуют под тихую, праздничную музыку.
Воспитатель: Сейчас мы с вами разложим работы в два ряда. Как вы думаете, что у нас получилось?
Дети: получилась улица.
Воспитатель: Что вы можете сказать про улицу?
Дети: Она праздничная, красивая, нарядная.
Воспитатель: Ваши работы мы разместим на стенде. Пусть они радуют взрослых и детей. Пусть все знают, что наша малая Родина – станица Старовеличковская – самая красивая.

Конспект ООД по ознакомлению детей старшей  группы с малой Родиной «Возникновение имен и фамилий на Кубани»
Воспитатель МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.

Программные задачи:Дать детям представление о возникновении имен и фамилий. Продолжать знакомить детей с историей жизни казаков. Воспитывать интерес к истории казачества.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что на Кубани живут люди разных национальностей?
Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших земляков.
У одних имена русские: Светлана, Ярослав, у других – греческого и римского происхождения: Андрей, Марина. Чьи-то имена пришли с Украины: Оксана, Остап. Есть имена турецкого происхождения – Аскер (воин). Персидского – Рустам (богатырь), арабского – Юнус (голубь),  Фарида (жемчужина), Заира (гостья). Имена Паго (курносый), Шумаф (счастливый всадник) – адыгейские.
А как зовут ваших друзей – детей других национальностей? (ответы детей)
А вы знаете, каково происхождение и значение вашего имени? Спросите ваших мам и пап, а потом расскажите нам.
Первый документ, составленный первым городничим Екатеринодара Данилой Волкорезом  для войскового судьи Антона Головатого содержал список таких фамилий: Девятка, Волга, Найден, Спичка, Коровка, Косолап, Задирака, Бегун, Перебейнос, Деревенщик.
И сегодня на Кубани можно встретить людей со своеобразными фамилиями.
От названия ремесел: Коваль – кузнец, Колесник – колесный мастер, Мельник – работник мельницы.
От названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель – журавль, Пивень – петух, Зозуля – кукушка, Волкодав – собака, Сорока, Синица.
От названия внешних признаков: Худик – худой, Красуля, Толстопят.
От прозвищ: Дзюба – обжора, Брехунец – болтун, Танцюра – танцор.
От имен: Иващенко – Иван, Петренко – Петр, Кондратенко – Кондрат, Игнатенко – Игнат.
Ребята, а как вы думаете, от какого слова произошла ваша фамилия?
А теперь внимательно посмотрите на картинки и угадайте, кого изобразил художник? (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением казаков в различных одеждах ремесленников).

Конспект ООД по ознакомлению детей старшей  группы с малой Родиной «Видеопутешествие по станице Старовеличковской»
Воспитатель МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.

Программные задачи:
1.    Познакомить   с   историческими   достопримечательностями   родной
станицы.
2.    Формировать у детей личностный подход к истории края.
3.    Воспитывать уважение к предкам-защитникам Отечества.
Оборудование:-мультимедийное оборудование;
-атрибуты к игре «Автобус» (фуражка водителя, руль, стульчики);
-Презентация «Наша станица Старовеличковская»:
кадр 1 - вид станицы и табличка со знаком «ст. Старовеличковская».
кадр 2 - река Понура
кадр 3 - старые кубанские хаты.
кадр 4 - памятник погибшим танкистам
кадр 5 - река Понура
кадр 6 - ул. Братьев Шаповаловых
кадр 7 - детский садик «Солнышко»
кадр 8 - гостиница
кадр 9 - музыкальная школа, библиотека
кадр 10 - улица Красная
кадр 11 - спортивный клуб «Восход»
кадр 12 - средняя школа №4
кадр 13 - администрация
кадр 14 - станичные дома
кадр 15 - парк
кадр 16 - обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны
кадр 17 - Дом культуры
кадр 18 - больница
кадр 19 - почта
кадр 20 - аптека
кадр 21  - Дом творчества
кадр 22 - торговый центр
кадр 23 - больничный комплекс
кадр 24 - ул. Жедяевского, станичный пляж
кадр 25 - церковь
кадр 26 - парк - дендрарий
кадр 27 - элеватор
кадр 28 - железнодорожный вокзал
кадр 29 - детский сад №3.

Ход ООД:
Воспитатель: Дорогие ребята, к нам в гости пришел Незнайка, он очень печальный. Давайте узнаем, что у него  случилось?
(Незнайка сообщает, что к нему из приезжают друзья и просят показать ему станицу. Но Незнайка не знает, что есть интересного у нас в станице.
Воспитатель: что же делать?
Дети: давайте поможем Незнайке покажем его друзьям нашу станицу.
Воспитатель:Но на чём же мы отправимся по станице путешествовать?
Дети:Давайте возьмём автобус.
(Распределение ролей: шофёр, пассажиры, из стульчиков образуем автобус, впереди экран).
Водитель: А я буду гидом - то есть ведущим нашей экскурсии. Внимание, автобус отправляется. Кадр 1. Ты Кубань, ты наша Родина, Вековой наш богатырь! Многоводная, раздольная Разлилась ты вдаль и ширь.
-    Сегодня  мы  предлагаем  вам  экскурсию   по  древней,  прекрасной
кубанской    земле.    И    начнём    её    с    восточной    стороны    станицы
Старовеличковской.
30 июня 1792 года царица Екатерина II издала указ о переселении черноморских казаков на Кубань для охраны южной границы:
Зажурились сторожилы,
Покидая Украину:
Сотни лет спокойно жили,
Нынче гонят на чужбину,
Голосят невесты, снохи
И ревут коровы,
А с царями шутки плохи -Приговор суровый: -Убирайтесь к чёрту в степи!
Сыплются угрозы Приказание, как цепи,
А слова, как розги. Кадр 2.
Всего на Кубани было 40 куреней, в том числе и  Величковскийкурень, который основан в 1794 году у излучины реки Понура.
Степь вдоль речки изобилована непролазными зарослями дикого тёрна, ивы и Камышевыми полями. Щедрая её пойма, напоенная родниковыми водами, исстари славилась своим плодородием: шумела сочными травами, наливалась буйным хлебным колосом. И манила к себе Понура земледельца. Приехали первые поселенцы казаки-сечевики, разбили на берегу курень.
Черноморцы, не тужите:
Новый край богатый
Будет рыба,
Будет жито,
И сады, и хаты.
Кадр 3.
И пошли от него вдоль берега глинобитные, саманные мазанки, да завалинки прикрытые камышом. Веками они прятались под листвой акаций и смотрели своими оконцами на зеркальную гладь степной речки. Многое помнит Понура. Слышала она на своих берегах чужую речь, была свидетелем кровавых битв.
Шли годы, станица росла и многие казаки отделились от Величковского куреня и образовали новую станицу Величковскую.
Кадр 4.
На окраине станицы, около дороги, ведущей вдоль поля, мы видим памятник. На нём табличка с надписью, что здесь 17 февраля 1943 года погиб геройский экипаж танка Т-34 под командованием старшего лейтенанта Жедяевского Анатолия Александровича. Рядом посажены три молоденьких берёзки в память о трёх погибших танкистах.
Кадр 5.
И наконец мы въезжаем на изумительную по красоте улицу Городскую. Широкая, покрытая асфальтом дорога, стройные тополя, ухоженные кустарники, палисадники добротные дома - всё это дарует и восторгает впервые увидевших нашу станицу.
Кадр 6.
Наш путь продолжается по улице Братьев Шаповаловых. Она названа в память погибших в 20 году, боровшихся против белоказачьих банд. Улица с современными постройками 2-х и 3-х этажных зданий.
Кадр 7.
Это детский садик «Солнышко».
Кадр 8.
Гостиница.
Кадр 9.
Музыкальная школа.
Кадр 10.
И, наконец, мы въезжаем на центральную улицу Красную. На ней находятся почти все административные здания.
Кадр 11.
С правой стороны здание спортклуба «Восход». Многие станичные девчонки и мальчишки занимаются в спортивных секциях, а их там немало: каратэ, дзюдо, футбольная, волейбольная и другие.
Кадр 12.
Рядом находится одна из лучших школ района.
Теперь посмотрим налево. Мы видим кинотеатр «Сокол». В этом здании на втором этаже находятся сельская и детская библиотеки, читателей в них 4000 человек.


Кадр 13.
Рядом находятся прекрасные здания правления колхоза «Октябрь» и станичной администрации.
Кадр 14.
Большинство колхозников живут в добротных домах, имеют личный транспорт: мотоцикл или автомобиль. На средства колхоза возведены школы, а у нас их 3 школы, 6 детских садов. Почти всё, что построено в станице -построено на средства колхоза.
Кадр 15.
Напротив правления колхоза расположен парк. Здесь проводятся детские праздники, концерты. В парке растут в основном лиственные породы деревьев: орех, клён, акация, тополь, ива. Но украшением нашего парка являются выращенные нашими озеленителями - сосна, голубая ель, берёза, самшит, туя. В центре парка расположена танцевальная площадка, где проводит свой досуг молодёжь.
Кадр 16.
Есть в парке и священное место, где стоит монумент - обелиск, воздвигнутый в 1968 году в честь погибших воинов станичников в годы войны.
Кадр 17.
Рядом с обелиском находится Дом культуры на 700 мест. В нём проходят собрания, концерты, спектакли местного театра, выступают заезжие артисты. В Доме культуры работают кружки.
Кадр 18.
Если вы вдруг почувствуете недомогание, мы можем предложить вам услуги нашей поликлиники.
Кадр 19.
Рядом находится детский сад, сберкасса, почта, телеграф, узел связи, Кадр 21.
В нашей станице неравнодушны к детям. Для них построен Дом творчества. В нём есть кружки: танцевальный, авиа-модельный, кройки и шитья, рукоделия.
Кадр 22.
И, наконец, мы подъезжаем к нашему торговому центру. Здесь же находится кафе «Волна».
Кадр 23.
Рядом с торговым центром расположен больничный комплекс, куда входит 4-х этажное здание больницы. Здесь же, перейдя через парк по соседству расположена СШ №5, на территории которой находится братское кладбище.
Кадр 24.
Наш    путь    продолжается    по   улице    имени    Жедяевского    и    мы приближаемся к станичному пляжу. Это любимое место отдыха наших детей Jи молодёжи.
Кадр 25.
Недалеко стоит церковь.
Кадр 26.
По обеим сторонам реки Понуры раскинулся парк-дендрарий.
Говоря о станице, мы вспоминаем прежде всего степи, хлебные поля, яблоневые и вишнёвые сады. Старовеличковцы много сажают деревьев и поэтому вся станица в зелени.
Кадр 27.
Наш маршрут опять продолжается по улице Городской. Впереди одно из крупнейших зданий в районе - элеватор. В нём три отделения — рисовый, зерновой и гибридный. Здесь хранятся зерновые и посевные культуры всего урожая.
Кадр 28.
Наш маршрут заканчивается у железнодорожного вокзала «Величковская». Отсюда можно попасть в любой уголок нашей страны.
На этом закончилась экскурсия по нашей родной Старовеличковской. Хочется верить, что вы приятно провели время в её объятиях, ощутили дыхание полей.
Кадр 29.
Детский садик №3.
ИТОГ  ООД:
Водитель: Ну как, Незнайка, понравилась вам наша экскурсия? А вам, ребята? Чем понравилась? (В ходе экскурсии воспитатель интересовался знакомо ли место, демонстрируемое на экране, кто близко от него живёт).
Ответы детей.
Чтобы Незнайка, который стал другом нашей группы, смог прийти к вам в гости, он должен знать ваши адреса, дети. Давайте поиграем в игру «Назови свой адрес».
После игры прощание с героями.

Конспект ООД по ознакомлению детей средней  группы с малой Родиной «Удивительное рядом»
Воспитатель МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.

Программные задачи: дать детям представление о парке, реке Понуре. Пополнить знания о воде и ее свойствах, характерных особенностях окружающего природного мира. Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое чудо произошло! Наш музыкальный зал превратился в чудесный парк – любимое место отдыха. Вы часто его посещаете со своими родителями в праздничные и выходные дни. Посмотрите, какие красивые деревья здесь растут, цветы. А какой чудесный воздух.  До чего хорошо и легко дышится.  Ребята, слышите, откуда-то доносится чье-то пение? Как вы думаете, кто же это поет?
Дети: птицы.
Воспитатель: Да, птицы – музыканты, они любят песни и с удовольствием их исполняют. Давайте послушаем.  (Дети слушают запись пения птиц)  
Воспитатель: Ребята, по-моему, мы здесь не одни. Кажется, я слышу чьи-то шаги. Давайте посмотрим.
(Входит гном)
Гном: Здравствуйте, дети!
Я веселый добрый гном и живу я в парке том.
Этот парк – мой милый дом.
А вы, ребята, откуда ко мне пожаловали?
Дети: Из детского сада.
Гном: Так вот значит, почему в парке еще светлее стало. Вы, как маленькие лучики от большого солнца. А я так люблю солнце, люблю небо. А вы знаете, что тут недалеко протекает река Понура. Слышите, как  она журчит? (Звучит журчание реки в записи).
Давайте подойдем поближе, опустим руку в воду и попробуем, какая вода в реке.
Дети: вода холодная.
Гном: а сейчас подышите на пальчики, согрейте их. Вода в реке холодная, она освежает и бодрит. А может, поиграем с водичкой? Выберите себе любую формочку. Наберите в нее воду, а теперь вылейте ее в речку. Что вы делаете?
Дети: выливаем воду.
Гном: а что делает вода?
Дети: она льется, выливается.
Гном: почему льется вода?
Дети: потому что она жидкая.
Гном: а сейчас освободите формочки от воды и положите их на воду. Что произошло?
Дети: формочки плывут, как кораблики.
Гном: а почему они плывут?
Дети: потому что они легкие.
Гном: да, легкие предметы не тонут. Знаете, ребята, в моем парке очень много плодов разных деревьев. Давайте их поищем. Что вы нашли?
Дети: шишки.
Гном: а на каком дереве растут шишки?
Дети: шишки растут на елках.
Гном: что еще вы нашли?
Дети: крылатки.
Гном: это плоды, какого дерева?
Дети: крылатки – плоды клена.
Гном: ребята, а давайте проверим, будут ли плавать шишки и крылатки в воде? (проведение опыта). Что происходит?
Дети: шишки и крылатки плавают.
Гном: почему?
Дети: потому что они легкие.
Гном: а сейчас, ребята, давайте посмотрим, будут ли плавать в воде камешки? (проведение опыта). Что мы видим?
Дети: камни не плавают, а тонут.
Гном: почему?
Дети: потому что они тяжелые.
Гном: ой, ребята, кажется, сейчас начнется дождик. (Проводится игра «Солнышко и дождик»)
Гном: вот и закончился дождик. Ребята, давайте украсим нашу речку цветами – кувшинками, чтобы она стала еще красивее. (Дети опускают в воду кувшинки).
Гном: знаете, ребята, я очень люблю свой парк, речку, пение птиц. Но, чтобы так было всегда красиво, природу надо охранять и беречь.
Воспитатель: дорогой Гном, мы всегда будем следовать твоему примеру. Спасибо за прогулку.