Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мы в социальных сетях

 
     

Мы – наследники Победы!

Опубликовано 09.05.2019

Всероссийский конкурс научно-образовательных проектов. Номинация: «Лучший военно-патриотический проект педагога»
Название проекта: «Подвиги танкистов на танке  Т-34  в годы Великой     Отечественной войны»
Автор проекта: Карпусенко Ирина Ивановна-воспитатель МБДОУ-д/с №3 ст. Старовеличковской.
Участники проекта:  родители и воспитанники подготовительной к школе группы.

Введение

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.  

Ежегодно, у нас в районе проводится месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Этот год не был исключением. Мы с ребятами нашей группы решили  организовать  выставку  моделей боевой техники, участвовавшей в Великой Отечественной войне. Родители с удовольствием согласились. И каково же было наше удивление, когда почти все воспитанники, не сговариваясь, принесли модели танков. Ребята с большим интересом их рассматривали, спорили, чья модель лучше. Увидев интерес в газах детей, я решила расширить их  знания  о техническом чуде 20 века - танке, а также познакомить ребят моей группы  с героическими подвигами кубанских танкистов  и участием  Т-34 в Великой Отечественной войне.

Совместно с родителями мы стали собирать материал по данной теме, побывали на экскурсии в станичном музее. Я очень горжусь такой связью с семьей: знания, данные детям мною, находят свое закрепление в семье. Кроме того,  укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей.  Меня радует, что среди многообразия танков мои воспитанники сразу же стали узнавать «тридцатьчетверку» по её неповторимому облику.  Ребята узнали, что танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Он стал настоящим открытием времен второй мировой войны. У фашистов он вызвал просто шок. Абсолютно убежденные в своем техническом превосходстве, они не ожидали, что в нашей стране могла быть построена столь совершенная машина. Дело доходило до того, что гитлеровские эксперты предлагали снять с Т-34 копию и выпустить в немецком варианте. Знаменитый танк прославился во всём мире.

Актуальность проекта позволяет расширить  знания детей о техническом чуде 20 века - танке, а также познакомить ребят старшего дошкольного возраста  с героическими подвигами кубанских танкистов  и участием  Т-34 в Великой Отечественной войне.

Тема проекта: «Подвиги танкистов на танке  Т-34 в годы Великой  Отечественной войны».
Тип проекта: творческий,  краткосрочный.    
Сроки:  февраль-май  2018 г.
Автор  проекта: воспитатель Карпусенко Ирина Ивановна.
Участники проекта:  родители и воспитанники подготовительной к школе группы.
Продукт проектной деятельности: презентация и исследовательская работа, выставка  моделей боевой техники, участвовавшей в Великой Отечественной войне, открытое мероприятие «Мы помним» (к 75-летию освобождения Кубани).
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при ознакомлении детей с подвигом советских военных в годы ВОВ.
Методы исследования: сбор информации о танках и танкистах ВОВ, анализ литературы, подборка фото.
Цель исследования: изучение   истории  танка Т-34 и подвигов танкистов.
Задачи:
1.    Изучить и проанализировать информацию по теме проекта.
2.    Оформить результаты проекта в форме презентации и исследовательской работы.

План реализации проекта «Подвиги танкистов на танке  Т-34 в годы Великой  Отечественной войны».
месяц    Программные задачи месяца    Предметно-пространственная      среда    Совместная деятельность педагога с детьми    ООД    Самостоятельная деятельность    Работа с родителями    Другие виды деятельности
февраль    На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины.    Подбор портретов «Кубанцы – защитники Родины».    Беседа: «Люди, прославившие нашу станицу».    Рисование: «Памятники нашей станицы».    Сюжетно-ролевая игра «Российская армия».    Привлечь родителей к поиску старинных фотографий «Воины Кубани».    Экскурсия к обелиску воинам – защитникам нашей станицы.
март    Воспитывать патриотические чувства, гордость за кубанский народ.    Подбор иллюстраций по данной теме.    Проведение тематических бесед, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Познавательное: «Видеопутешествие по памятным местам нашей станицы».    Сюжетно-ролевая игра «Санитары».    Привлечь родителей к поиску материалов по теме «Подвиг кубанских танкистов в годы ВОВ.    Экскурсия в станичный музей, к «Аллее Славы».

апрель    Продолжать воспитывать интерес к истории своего народа.    Подбор стихов и литературных произведений о войне.

    Чтение литературных произведений и стихов о войне.
    Рисование: «Танк».    Рассматривание фотографий военных лет по теме.
    Изготовление стенгазет «Мой папа в армии служил».    Посещение на дому ветерана ВОВ Супрун Марии Митрофановны.
май    Уметь гордиться героическим прошлым своих земляков.    Создать альбом-презентацию для детей «Памятные места станицы».

    Разучивание стихотворения М.Аурсалиди «Сопка героев».    Рисование с использованием иллюстраций о войне
«Художники рисуют войну».

    Просмотр мультфильмов о войне.
    Консультации для родителей «Песни, с которыми мы победили», «Что значит быть патриотом».
    Открытое мероприятие совместно с ДДТ и музыкальной школой «Мы помним».
 
I. Основная часть.
1. 1. История создания танка.
    С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага. Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения.
     И хотя первые танки, появившиеся на полях сражений еще первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя.                                                                       
      Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922), сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был разработан еще в 1911 году. Василий Дмитриевич, работая конструктором на судостроительном заводе, в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу. 24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение.
        Проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Конструкция танка представляла собой коробчатый корпус с броней толщиной до 150 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Василий Дмитриевич предусмотрел в конструкции возможность по железной дороге, используя двигатель машины. В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная башенка с пулемётом «Максим». Предполагалось, что танк будет оснащен орудием Коне, которое не имела в то время не разрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но, ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.
         В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне.
1.2. Конструктор танка Т-34.
    Михаил Ильич Кошкин — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавший знаменитый танк Т-34.
Он родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву. Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию и он участвует в Первой мировой войне. В мае 1934 года оканчивает кафедру «Автомобили и тракторы» Ленинградского политехнического института. Это был энергичный и талантливый человек. Он умел организовать работу. К сожалению, в ходе танкового пробега Кошкин простудился и тяжело заболел. В сентябре 1940 года талантливого и энергичного конструктора не стало. Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу. (Приложение 1.)
1.3. Технические характеристики танка.
   От множества бронированных машин в период Великой Отечественной войны средний танк отличало то, что, пройдя всю ее от самого первого дня и до Победы, он не устарел морально. Одним из его наиболее важных качеств были почти фантастические ремонтопригодность и восстанавливаемость после боевых повреждений. Эти высокие показатели в значительной степени были заложены в ходе глубокой проработки проекта Т-34 конструкторами и технологами под руководством главного конструктора машины Кошкина по максимальному упрощению систем, агрегатов, узлов и деталей, а также снижению трудоемкости их изготовления.                                                                                                       
Это позволяло инженерам и техникам из ремонтных батальонов, постоянно следуя за боевыми порядками войск, в полевых условиях проводить на Т-34 полный перечень ремонтно-восстановительных работ, включая и капитальный ремонт. Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания. (Приложение 2 )
II. Герои танкисты.
2.1 Танковый ас Дмитрий Лавриненко.
  Кубанский танкист Дмитрий Федорович Лавриненко родился 10 сентября 1914 года в станице Бесстрашной, на Кубани.  В семь лет пошел в школу. В 1931 году Дмитрий окончил школу крестьянской молодежи в станице Вознесенской, после чего был послан на трехмесячные педагогические курсы. После их окончания работал учителем в начальной школе хутора Сладкого. Тогда Лавриненко едва исполнилось 17лет. В 1934 году, за два года до призыва, Лавриненко подал заявление о своем желании служить в рядах Красной Армии. Год Дмитрий прослужил в кавалерии, а затем был зачислен в танковую школу в Ульяновске.
Окончив ее в мае 1938 года, Лавриненко получил звание младшего лейтенанта. В этом звании он участвовал в «освободительном» походе в Западную Украину, а в июне 1940 года в походе в Бессарабию.
   Начало Великой Отечественной войны лейтенант Дмитрий Лавриненко встретил у самой границы в должности командира взвода 15-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Станиславе, на территории Западной Украины.
  Отличиться в первых боях с немцами Лавриненко не удалось. Однако во время отступления Дмитрий проявил характер и наотрез отказался уничтожить свой неисправный танк, как это делали другие экипажи, чтобы не стеснять движение пятившихся на восток войск. Лавриненко добился своего, и его танк каким-то чудом следовал за отступавшими частями 15-й танковой дивизии. Только после того, как оставшийся личный состав дивизии был отправлен на переформирование, Лавриненко сдал свою неисправную машину в ремонт.
Впервые Лавриненко отличился в сражении под Мценском, когда 4-ая танковая бригада полковника М.Е. Катукова отражала яростные атаки 2-й немецкой танковой группой генерал-полковника Гейнца Гудериана.
6 октября 1941 года во время боя в районе села Первый Воин танковая группа лейтенанта Лавриненко, состоявшая из четырех танков Т-34, решительно атаковала колонну немецких танков, втянувшихся в лощину для уничтожения мотострелкового батальона бригады. Атака группы Лавриненко оказалась весьма своевременной, так как гудериановские танки, окружив пехоту, начали расстреливать ее из пулеметов и давить гусеницами. Избегая подхода на излишне близкую дистанцию, Т-34 открыли огонь по танкам противника.
Постоянно меняя огневые позиции, появляясь в различных местах, четыре тридцатьчетверки производили на немцев впечатление действий большой танковой группы. В этом бою экипаж лейтенанта Лавриненко уничтожил 4 немецких танка, экипаж старшего сержанта Антонова – 7 танков и 2 ПТО, экипаж сержанта Капотова – 1 танк, экипаж младшего лейтенанта Полянского – 3 танка и 4 мотоцикла.  Взвод же Лавриненко потерь не имел. Бой был проведен быстро, мотострелковый батальон был спасен.
9 октября в бою у деревни Шеино Лавриненко удалось одному отразить атаку 10 немецких танков. Используя проверенную в деле тактику танковых засад и постоянно меняя позицию, экипаж Лавриненко сорвал танковую атаку противника и при этом сжег один немецкий танк.
К 11 октября на счету Лавриненко имелось уже 7 танков, 1 ПТО и до двух взводов уничтоженной немецкой пехоты. Вновь отличился Лавриненко уже в боях на Волоколамском направлении. К тому времени 4-я    танковая    бригада   постановлением ГКО была переименована в 1-ю гвардейскую.                                                                                                                                                             
Танки БТ-7 и Т-34 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. Декабрь 1941 г.
17 ноября 1941 года недалеко от села Лысцево танковая труппа под командованием уже старшего лейтенанта Лавриненко, состоявшая из трех танков Т-34 и трех танков БТ-7, вступила в бой с 18 немецкими танками. В этом бою немцам удалось поджечь два БТ и повредить две тридцатьчетверки, но и сами они потеряли в этой схватке 7 танков.
Танк Лавриненко в этом бою повреждений не имел, и вскоре остатки его танковой группы заняли село Лысцево. Вслед за танками Лавриненко село занял стрелковый полк.
Однако, пока группа Лавриненко вела бой за Лысцево, немцы, занявшие на следующий день деревню Шишкине, осуществили прорыв на правом фланге панфиловской дивизии и, развивая успех, вышли в тыл тому самому стрелковому полку, с которым взаимодействовал Лавриненко. Более того, таким глубоким маневром немцы могли окружить другие части панфиловской дивизии. Из коротких переговоров со штабом генерала Панфилова Лавриненко узнал, что танковая колонна противника уже движется в тылу боевых порядков дивизии. Оставался единственный выход из создавшегося положения: применить испытанный в боях верный способ – бить противника из засады.
Лавриненко скрытно вывел свой Т-34 навстречу немецкой танковой колонне и вблизи шоссе, идущего на Шишкине, поставил свой танк в засаду. Правда, на этот раз позицию, которую занял танк Дмитрия, трудно было назвать засадой, так как удобных укрытий нигде не было. Выручило лишь то, что выкрашенный белилами танк Лавриненко в заснеженном поле был почти незаметен и, в первые минуты боя, в наиболее выгодном положении оказались советские танкисты. Вскоре немецкая колонна, состоявшая из 18 танков, выползла на дорогу. Соотношение сил было далеко не в пользу Лавриненко. Но раздумывать некогда – тридцатьчетверка открыла огонь. Лавриненко ударил по бортам головных немецких танков, перенес огонь на замыкающие, а затем, не давая противнику опомниться, дал несколько пушечных выстрелов по центру колонны. Шесть немецких танков уничтожил экипаж Лавриненко, а сам незаметно, опять же прикрываясь складками местности, ускользнул от преследования.
Ускользнул невредимый. Так один танк Лавриненко застопорил дальнейшее продвижение колонны немецких танков.
19 ноября 1941 года в деревне Гусенево старший лейтенант Лавриненко был свидетелем гибели командира 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова. Его танк находился как раз неподалеку от КП Панфилова.
В этот момент на шоссе у села появилось 8 немецких танков. Экипаж Лавриненко моментально занял свои места в машине,  и тридцатьчетверка на максимальной скорости помчалась навстречу немецким танкам. Перед самой колонной она резко свернула в сторону и застыла на месте. Тотчас раздались выстрелы. Лавриненко бил в упор, с близкого расстояния. Заряжающий Федотов едва успевал подавать снаряды. Первым же выстрелом был уничтожен головной танк. Остальные встали. Это помогло Лавриненко стрелять без промаха. Семью снарядами он уничтожил семь танков. На восьмом выстреле заело спусковой механизм орудия, и последнему немецкому танку удалось скрыться.
Не успели танкисты остыть от этой схватки, как на шоссе появилось еще 10 немецких танков. На этот раз Лавриненко выстрелить не успел: болванка пробила борт его тридцатьчетверки.
      Механик-водитель Бедный был убит. Стрелок-радист Шаров был смертельно ранен осколком в живот. Лавриненко с Федотовым с трудом вытащили его через люк башни. Но Шаров тут же скончался. Бедного вынести не удалось: в пылающей машине начали рваться снаряды.
        К 5 декабря 1941 года, когда Лавриненко был представлен к званию Героя Советского Союза, на его счету было 47 уничтоженных немецких танков, Однако, Лавриненко почему-то наградили только орденом Ленина. Правда, к тому времени его уже не было в живых.                                                                                                                                                              
Свой последний танк Лавриненко уничтожил в боях на подступах к Волоколамску 18 декабря 1941 года. Его передовой отряд прорвался в район Гряды-Чисмены и застиг немцев врасплох. Не ожидая подхода главных сил, Лавриненко решил атаковать село Покровское.
Но противник опомнился, пропустил группу Лавриненко вперед и, подтянув 10 танков и ПТО, стал продвигаться к деревне Горюны, чтобы отрезать передовой отряд от основных сил бригады. Обнаружив у себя в тылу движение немецких танков, Лавриненко развернул свою роту и повел ее в атаку на Горюны.
Как раз в этот момент к Горюнам подошли и главные силы подвижной группы Катукова. В итоге немцы сами попали в клещи. Разгром им был учинен полный. В этом бою Лавриненко уничтожил свой 52-й немецкий танк, 2 ПТО и до полусотни немецких солдат. Потерпев неудачу, противник обрушил на Горюны шквальный огонь из тяжелых минометов, В это время полковник Н. А. Чернояров, командир 17-й танковой бригады, также входившей в состав подвижной группы Катукова, вызвал Лавриненко к себе для уточнения и увязки дальнейших действий. Доложив полковнику обстановку и получив приказ двигаться вперед,
Лавриненко направился к своему танку. Но, не дойдя до него нескольких шагов, вдруг упал в снег. Маленький осколок мины оборвал жизнь самого результативного танкиста Красной Армии.  Старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко был похоронен около шоссе, между Покровским и Горюнами. Сейчас его могила находится между деревней Деньково и станцией Долгоруково.
     Провоевал Лавриненко недолго – не прошло и шести месяцев с первого его боя на границе до гибели под Москвой. Он участвовал в 28 ожесточенных схватках и всегда выходил победителем. Трижды горел в танке, В бою действовал на редкость активно и находчиво. Даже находясь в обороне, Лавриненко не ждал противника, а искал его, применяя самые эффективные способы ведения боя. Результат – 52 уничтоженных танка.
Конечно, в настоящее время известны имена более результативных танковых асов. По сравнению с такими асами как Виттман, Кариус и другими, количество танков, уничтоженных Лавриненко, невелико. Почти все немецкие танковые асы прошли всю войну, от начала до конца. Поэтому их результаты столь значительны, что вызывают восторг и удивление у тех, кто интересуется бронетехникой и историей Второй мировой войны.
Однако Лавриненко уничтожил свои танки в самые критические и трагические дни 1941 года. Не стоит забывать и тот факт, что Лавриненко уничтожил свои 52 танка всего за 2,5 месяца ожесточенных боев! Его результат мог быть значительно выше, если бы осколок мины не убил старшего лейтенанта.
Следует отметить, что Лавриненко воевал на танках Т-34/76 образца 1941 года, у которых (как впрочем, и на всех модификациях танков Т-34 с 76-мм пушкой) функции командира и наводчика выполняло одно лицо – сам командир танка. Как известно, и на «тиграх», и на «пантерах» командир танка только командовал боевой машиной, а отдельный член экипажа – наводчик – вел огонь из орудия, Командир же помогал наводчику, что позволяло наиболее успешно бороться станками противника. Также известно, что приборы наблюдения и круговой обзор у Т-34 образца 1941 года был значительно хуже, чем у более современных «Тигров» и «Пантер». Да и в башне первых тридцатьчетверок было крайне тесно
2.2.. Подвиг танкиста А.А. Жедяевского, участвовавшего в освобождении станицы Старовеличковской.
В истории нашей станицы тоже есть страница, посвящённая танкистам и танку. Когда фашистская Германия 22 июня 1941 года внезапно напала на Советский Союз, то уже 7 июля Анатолий Жедяевский добровольцем пошел учиться в танковое училище, которое окончил в июле 1942 года и был направлен на фронт Северного Кавказа. Последний бой Анатолия Александровича был за освобождение станицы Старовеличковской 17 февраля1943 года.
Суровый февраль 1943. Идет жестокий бой за станицу. Атакой сменяется атака. Улицы, укрепив свои позиции в самой станице, не дают возможности бойцам пехотинцам, наступавшим со стороны Медведовской, даже голову поднять, ведут мощный прицельный огонь. Командование принимает решение: подавить огневые точки врага. Эта задача поставлена перед танковым экипажем А.А. Жедяевского. Старший лейтенант пробивается в тыл к фашистам. Машина своей многотонной тяжестью придавила к земле орудие на железнодорожной станции, затем второе - у Шмаровозовой гребли. Фашисты всполошились.
Вокруг танка начали густо рваться снаряды. Но он, неуязвимый, продолжал мчаться вперед, уничтожая пулеметные точки. На восточной окраине станицы танк подмял третью пушку.
Снаряд четвертой попал в гусеницу, и танк стал неподвижной мишенью. Даже когда он загорелся, экипаж продолжал сражаться, пока не закончились боеприпасы. Лейтенант Жедяевский приказывает всем покинуть боевую машину через нижний люк, а сам, тяжело раненный, прикрывает их отход, оставшись в горящем танке. Башенный стрелок и радист были схвачены немцами. После пыток им вырезали на груди звезды и расстреляли. Раненого механика-водителя Казакова А.И. подобрали жители станицы, отвезли в медсанбат.
Командир танкового экипажа, старший лейтенант А.А. Жедяевский, верный своему долгу, погиб. Было тогда ему 19 лет.
III.Заключение                                                                                                              
 Жизнь – подвиг. Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл. Простые мальчишки, внешне ничем не примечательные, оказались настоящими  героями, участниками  кровопролитных сражений войны. В ходе работы мои воспитанники многое узнали о танках. Оказывается «танк» – в переводе означает «бак, цистерна» и этим словом пользуются только в нашей стране и впервые он создавался на Харьковском заводе, главным конструктором которого был М.И. Кошкин.
Изучая эту тему, можно сказать точно, что наше предположение подтвердилось - Танк Т-34 лучший танк второй мировой войны, так как:
1. В его конструкции было всё: простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, бронезащита, маневренность.
2. Танк Т-34 самый массовый танк второй мировой войны.
3. Танк Т-34 героически проявил себя в боях во время ВОВ. Эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последний выстрел по врагу.
4. За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой.
6. Как и 70 лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади.
7. Танки Т-34 стоят на вооружении некоторых стран до сих пор.
В ознаменование боевых заслуг советских танкистов в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен праздник - День танкиста, который ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.



Список использованной литературы:
1. “Огневая подготовка” часть 2 - “Основы устройств вооружения” под ред.
В.М. Шишковского.
2. “Подготовка офицеров запаса сухопутных войск” по ред. Ю.А. Науменко.
“Энциклопедия Терра”, раздел Танки мира.

Интернет-ресурсы:
1. http://www.otvoyna.ru/
2. http://vspomniv.ru/nashi_tanki.htm